EN

1.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА


АО «Российский экспортный центр» было учреждено в 2015 году в качестве основной платформы для создания единого эффективного института развития, деятельность которого направлена на формирование общенациональной системы поддержки экспорта.

Отдельные элементы финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров существовали и ранее, однако в 2016 году они были собраны под началом РЭЦ (подробнее — см. подраздел «Интеграция»).

Правовой статус и функции РЭЦ в сфере поддержки экспорта определены Федеральным законом № 185-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития» и статью 970 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».

>8,9

млрд $ составил объем экспорта, поддержанного РЭЦ (без учета сделки по «Ямал СПГ»)

1.1

Стратегия

Миссия РЭЦ заключается в комплексной поддержке и развитии несырьевого экспорта через участие в государственной политике и создание единого эффективного государственного института развития.

Принципом экспортной поддержки Группы РЭЦ является дополнение к существующему на рынке предложению для максимальной реализации потенциала несырьевого экспорта. В части как финансовой, так и нефинансовой поддержки экспорта Группа РЭЦ закрывает потребность рынка, которая не покрывается существующими коммерческими институтами.

В соответствии с Приоритетным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» РЭЦ отводится ключевая роль в создании общенациональной системы поддержки экспорта. В соответствии с данной ролью РЭЦ выполняет три основные функции.

Стратегия развития РЭЦ на перспективу до 2019 года, утвержденная 24.01.2017, согласуется с бизнес-моделью и стратегией развития ГК Внешэкономбанк до 2021 года.

Базовым направлением развития Группы РЭЦ в среднесрочной перспективе в части организационных изменений является дальнейшая модернизация технологической инфраструктуры, развитие онлайн-сервисов и каналов оказания экспортной поддержки.

ФУНКЦИИ ГРУППЫ РЭЦ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА

ПОДДЕРЖКА

Единый институт поддержки и развития экспорта:

  • Оказание финансовой (страховой, гарантийной и иной) поддержки экспорта товаров и услуг
  • Предоставление нефинансовой поддержки экспортерам и экспортно ориентированным предприятиям (поиск партнеров, образовательный проект и т. д.)
РАЗВИТИЕ

Агент Правительства РФ по функциям, услугам и субсидиям:

  • Распределение субсидий
  • Участие в исполнении государственных функций и оказание государственных услуг
ШТАБ

Штаб приоритетной программы «Международная кооперация и экспорт»:

  • Координация усилий участников для достижения поставленных целей в приоритетном направлении
  • Участие в оптимизации нормативной правовой базы
  • Снятие административных барьеров и развитие экспортной среды

ДОСТИЖЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЭЦ В 2016 ГОДУ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ РЭЦ

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОЙ СРЕДЫ

Создание доступной и эффективной регуляторной среды и инфраструктуры осуществления экспорта для российских экспортеров

СОХРАНЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА РОССИЙСКОГО НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА

Прямая поддержка экспортеров и российских инвесторов за рубежом, содействие реализации проектов в отраслях несырьевого экспорта

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЭКСПОРТА

Повышение финансовой грамотности и формирование культуры экспорта в Российской Федерации в целях расширения потенциального круга российских экспортеров с особым фокусом на некрупных экспортерах

ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА НА РОССИЙСКИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ

Работа с текущими и потенциальными потребителями российского экспорта, а также продвижение имиджа России как крупного экспортера разнообразной качественной экологичной и безопасной продукции

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЭЦ

Внутренние организационные изменения, направленные на достижение высоких стандартов качества услуг и эффективности деятельности РЭЦ как института развития, а также обеспечение финансовой устойчивости

1.2

Интеграция

Успешное завершение интеграции компаний Группы РЭЦ в 2016 году обеспечило перевыполнение ключевых показателей эффективности в отчетном периоде. Интеграция была направлена в первую очередь на повышение качества оказываемых услуг и уровня удобства для клиентов, что стало возможным в результате разработки и внедрения единых принципов предоставления поддержки экспортерам. Второй значимый эффект интеграции — оптимизация системы управления за счет исключения дублирования большинства корпоративных функций.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ

В результате интеграции все компании Группы РЭЦ — РЭЦ, ЭКСАР и РЭБ — работают под общим брендом в режиме единого окна для российских компаний и иностранных покупателей российской продукции, обращающихся за поддержкой экспорта.

Ключевым эффектом оптимизации и реорганизации стало повышение удовлетворенности клиентов, достигнутое за счет развития и унификации бизнес-процессов и обеспечения прозрачности требований к ним.

В частности, интеграция позволила перей­ ти к единому пакету документов для всех компаний: данные запрашиваются один раз фронт-офисом и хранятся в единой базе информации. В результате сократились транзакционные издержки и повысилось удобство взаимодействия экспортеров с компаниями Группы РЭЦ в рамках финансового и нефинансового блоков и образовательного проекта.


ОСНОВНОЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС ГРУППЫ РЭЦ

НОВЫЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ С ЭКСПОРТЕРАМИ В РЕЖИМЕ ЕДИНОГО ОКНА

ВНУТРЕННИЕ ЭФФЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ

ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И КОМПЕТЕНТНЫЕ СОТРУДНИКИ
ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ И КУЛЬТУРА
ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА И ПРОЦЕДУРЫ
7%
рост объема поддержанного экспорта в расчете на одного сотрудника в 2016 году

Помимо положительных эффектов для клиентов, интеграция оказала позитивное влияние и на внутренние процессы и систему управления Группы РЭЦ. Ключевые последствия интеграции для компаний Группы РЭЦ:

1

Переход к единой системе стратегического планирования, установление единых общекорпоративных показателей эффективности для всех компаний Группы, внедрение общей системы мотивации, в том числе карты целей сотрудников

2

Формирование единой функциональной структуры

3

Формирование единого фронт-офиса, внедрение единой CRM-системы и бизнес-процесса обработки заявок

4

Оптимизация бэк-офиса, внедрение новых подходов к оценке рисков, формирование единого пакета документов для всех компаний и т. д.

5

Внедрение единых стандартов качества работы и результатов

6

Организация единых условий труда и социального обеспечения сотрудников

В 2016 году была существенно доработана технологическая инфраструктура РЭЦ, в частности были запущены новые сервисы для экспортеров и внутренние IT-решения. Внедренные инструменты позволили существенно увеличить автоматизацию деятельности и качество предоставляемых услуг.

Развитие CRM-системы Группы РЭЦ позволило сформировать единую базу клиентов, обеспечить базовую поддержку работы фронт-офиса, клиентских операций, процессов рассмотрения запросов и предоставления нефинансовых услуг, аккредитации партнеров, а также осуществлять мониторинг сводного текущего плана проектов и активностей по всей Группе.

По результатам интеграции был разработан единый методологический подход к оценке кредитных рисков, сформирована общая для всех организаций Группы методология оценки и одобрения лимитов, а также единая методика расчета базы риска.

В рамках интеграции были объединены центры компетенций, коллегиальные органы принятия кредитных решений (Кредитный комитет), сформирована единая функция макроэкономического анализа, а также унифицирован и автоматизирован процесс анализа кредитного риска.

По результатам интеграции были разработаны новые подходы к развитию персонала бизнес-подразделений и корпоративных функций. С административной точки зрения, результатом интеграции компаний Группы РЭЦ в 2016 году стало размещение всех сотрудников Группы в одном офисе — комплексе зданий Центра международной торговли в Москве (Краснопресненская набережная, 12А, 9-й подъезд).

Интеграция позволила повысить продуктивность Группы РЭЦ, выраженную в объеме поддержанного экспорта в расчете на одного сотрудника. В 2016 году данный показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7 %.