RU

2.

EXPORT SUPPORT IN 2016


The Group fully met the targets set for 2016. Due to the successful integration of the REC Group, the company-level performance indicator in terms of exports supported was exceeded by 11% (USD 8.9 billion excluding the Yamal LNG deal), and in terms of exporters supported the performance indicator was exceeded by 155% (510 exporters supported). Customer satisfaction topped 82 points on a 100 point scale (exceeded the target by 2 points).

The financial branch of the REC Group provides insurance, loan and guarantee support to exporters and their contractors. The insurance support is provided by EXIAR, while Eximbank of Russia is in charge of the loan and guarantee support.

In 2016 the REC Group provided financial support to 275 exporters, 188 of which were new customers.

The insurance support included 263 contracts with a total insured amount of RUB 365.6 billion. The finance provided as part of loan and insurance support exceeded the target by 3%, amounting to RUB 36.2 billion.

As to priority industries for providing support, the share of REC’s support in total exports amounted to 73% for agricultural machinery, 64% for aircraft products, 30% for automobile industry products and 25% for railroad rolling stock.

275

exporters were supported financially by the REC Group in 2016

2.1

Insurance support (EXIAR)

The amount of insurance support provided by EXIAR in 2016 amounted to USD 8.7 billion, an increase of 32% compared to 2015. In 2016 the number of supported exporters grew by more than 50%; almost three quarters of them were EXIAR’s first-time customers.

In 2016 the Agency almost doubled its insurance capacity (maximum limit of insurance under its contracts).

As far as export-receiving macroregions are concerned, most of the exports supported by the Agency go to Western Europe. In total, in 2016 EXIAR supported the exports of Russian goods and services to 87 countries across the world.

The breakdown of the insurance capacity by industry shows that the Agency’s credit risk diversification policy adopted in 2015 has remained unchanged.

EXPORTS SUPPORTED BY EXIAR IN 2016, BY REGION (%)

Your browser does not support SVGs

INSURANCE CAPACITY OF EXIAR BY INDUSTRY (%)

Your browser does not support SVGs

2.2

Loan support (Eximbank of Russia)

In 2016 the Bank signed 128 loan agreements for a total of RUB 34.4 billion. As of 31 December 2016, the portfolio of export support loans amounted more than RUB 37.7 billion, a 84% increase as compared to the beginning of the year (as of 1 January 2016 the loan portfolio was RUB 20.6 billion).

In 2016 the amount of loans provided to support export projects reached RUB 36.2 billion, with 62% of the total amount accounting for loans provided to support high tech exports. The loan support was provided for 248 export contracts.

The portfolio of Eximbank of Russia includes various segments of export-oriented business. The largest three groups in the portfolio are chemical and related industries (20.3%), metal industry (19.5%) and automobile industry (15.7%).

EXPORT SUPPORTED BY EXIMBANK OF RUSSIA IN 2016, BY REGION (%)

Your browser does not support SVGs

INDUSTRIES SUPPORTED BY EXIMBNK OF RUSSIA IN 2016 (%)

Your browser does not support SVGs

2.3

Support to smaller exporters

The financial branch of the REC Group has specific instruments to support smaller exporters (export credit insurance solutions for banks providing loans to smaller exporters, and export factoring insurance solutions) that address the biggest financial barrier to exporting — shortage of working capital.

In addition, there are plans to launch a pilot online insurance platform for small and medium enterprises.

The amount of exports by smaller exporters supported in 2016 was USD 172.8 million, a 60% increase as compared to 2015 (USD 105.3 million). The share of smaller exporters in total export transactions supported reached 44% in 2016 (vs 40% in 2015).

2.4

Non-financial support

In 2016 requests for non-financial support were filed by nearly 1,900 Russian companies from 79 regions of Russia (87% of them were SMEs)

The largest demand for non-financial support came from small regional companies that lack free resources and competencies to be active in foreign markets. More than 75% of the requests were from regional small and medium businesses. Less than one third of the requests came from Moscow and the Moscow Region.

Most requests for non-financial support were related to finding business partners (46%), internationalizing the goods intended for exports (17%), obtaining information and analytical materials (6%) and participating in business missions (6%).

The most popular non-financial services of those actually provided were finding a business partner (29%), services related to internalizing the goods intended for export (18%), providing information and analytical materials (10%) and facilitating participation in business missions (7%).

The majority of requests came from food manufacturers, agricultural sector and construction companies.

STRUCTURE OF REQUESTS FOR NON-FINANCIAL SUPPORT BY INDUSTRY (EXCL. BASIC CONSULTATIONS)

2.5

Foreign marketing

In 2016 the REC Group arranged 10 foreign business missions that were joined by more than 200 Russian exporters. The business missions went to Azerbaijan, Argentina, China, India, Iran, Kazakhstan, South Africa, Tajikistan, Turkmenistan and Vietnam.

BUSINESS MISSIONS

With a view to promote the exports of agricultural and food products to the countries of the Asia-Pacific Region, the REC arranged two events as part of the Russian GastroWeeks series. The GastroWeeks were held in China (Beijing and Guangzhou) and Vietnam (Ho Shi Minh). The events in China gathered 70 Russian companies and more than 300 Chinese companies. Preliminary contracts and memorandums of intent worth a total of USD 10 million were signed in relation to goods produced by Russian companies. The Russian GastroWeek in Vietnam gathered 25 Russian companies and 60 Vietnamese businesses (including 12 leading retailer networks).

The Russian GastroWeek series have increased the visibility of Russian products in the target markets and offered an opportunity for the companies to start up a meaningful dialogue with potential foreign buyers. The companies that are best prepared for exporting have tended to sign contracts within several months of the events. The companies that are less prepared may use their experiences to increase their competencies and adjust their export strategies. In 2017 six events of the Russian GastroWeeks series will be held in India, UAE, China, Vietnam, Japan and Iran.

In addition, in 2016 the Group came up with the Roadshow concept, a new format of showcasing the possibilities and instruments offered by the REC Group abroad. The format features a series of meetings with the key players and potential contractors in the country, in particular the leading companies, banks and government agencies. The roadshows have already been piloted in Indonesia and Iran. The events helped make valuable business contacts and lay the foundation for future cooperation.

The REC Group has also arranged a series of events in Russia. In November 2016 the REC hosted the “Made in Russia” International Export Forum that gathered more than a thousand people, including exporters, public officers, and representatives of the business community, development institutions, foreign companies, as well as independent experts and journalists.

GASTROWEEKS
GastroWeek is a new format of business missions that is currently promoted by the REC. It provides an opportunity to showcase and taste the products and encourages direct contacts between manufacturers and foreign wholesale and distributor companies, retail networks and hospitality companies.
>200
Russian exporters participated in 10 foreign business missions arranged by the REC in 2016

ONLINE PLATFORMS

The REC has extensively used online tools to support the exporters. In 2016 a cooperation agreement was signed with Alibaba Group. Under the contract, Alibaba will be used as a platform to market Russian brands across all of its companies. As the result, the Tmall Global e-commerce platform (operated by Alibaba Group) launched a Russian pavilion. The pavilion provides access to the Chinese e-commerce platform for consumer goods manufacturers. The platform is visited by up to 12,000 users every day. In the first 4 month since its launch, the platform sold over 200,000 of Russian goods of different kinds. To increase the site traffic at Tmall Global, a targeted marketing campaign was launched in the Chinese messengers WeChat and Weibo in the reporting period. It is expected that the number of distribution partnership programs with international marketplaces will be increased to five.

REC has also provided consultation to exporters on the issues related to working with international e-commerce platforms. In addition, it launched an educational product “A guide on entering international e-commerce marketplaces”.

2.6

Internationalization and certification

The REC Group has put much effort into developing the support services related to internationalization and certification of Russian products. In 2016 the Group’s activities were centered on the following key areas:

  • Informing and providing consultation to exporters on the established mandatory requirements and conformity assessment procedures in the external markets;
  • Providing support in obtaining the conformity assessment certificates required for the Russian products to enter the stream of commerce;
  • Building a network of partners;
  • Issuing free sale certificates;
  • Acting as an agent in the provision of certification and homologation subsidies.

As of 31 December 2016, a total of 396 requests for internationalization and certification of export products was received. Most of the requests were related to exporting to the countries of the EU, the Gulf, Latin America, South East Asia, as well as to China and the US. In terms of sector breakdown, the largest part (more than 30%) of the requests came from food manufacturers.

INTERNATIONAL PATENTS

Your browser does not support SVGs

THE RECEIVED REQUESTS FOR INTERNATIONALIZATION OF EXPORT GOODS, BY SECTOR

Your browser does not support SVGs

INTERNATIONAL PATENTS

The REC Group provides international patenting services to the Russian exporters. The list of patenting services includes the following:

  • Consultation and recommendations on patent protection of products and technologies abroad;
  • Legal services related to intellectual property;
  • Preparation and analysis of licensing agreements;
  • Contractual relations between the employee and the employer (the sharing of rights to intellectual property);
  • Licensing of know-how;
  • Internal documentation of the company, etc.

2.7

Customs and logistics support

The non-financial export support provided by the REC Group includes customs support at all stages of the export cycle.

PRE-EXPORT STAGE
  • Assess compliance with the customs and tax legislation;
  • Prepare the documents required for obtaining a preliminary classification decision from the customs authority;
  • Assist in the preparation of documents required for obtaining a permit for processing of goods in the customs territory;
  • Assist in issues related to defining the country of origin and obtaining a “Made in Russia” label for the exported products;
  • Provide consultation on the method of the goods’ customs value calculation.
EXPORT STAGE
  • Assist in obtaining export authorization;
  • Provide consultation on preparing the shipping documents required for exports;
  • Facilitate effective application of duty relief for the goods exported from Russia, in particular, the use of specific customs procedures that would ensure that the goods qualify for duty relief.
POST-EXPORT STAGE
  • Assist in preparing the package of documents required for the VAT refund.
LOGISTICS SUPPORT BY THE REC GROUP INCLUDES THE FOLLOWING
  • Plan an optimal route, select logistics companies and customs brokers;
  • Provide consultation on the execution and completion of documents required for exports and customs clearance;
  • Provide consultations on transit insurance;
  • Estimation of freight-out costs;
  • Provide consultation on the completion of the export contract
  • Provide consultation on non-tariff regulatory measures applied by the customs authorities to shipments crossing the border;
  • Hold seminars for exporters on issues related to logistics and customs clearance.

EN

2.

ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА В 2016 ГОДУ


АО «Российский экспортный Поставленные перед Группой РЭЦ на 2016 год задачи были реализованы в полном объеме. Благодаря успешной интеграции Группы РЭЦ общекорпоративный показатель эффективности деятельности по объему поддержанного экспорта был перевыполнен на 11 % (8,9 млрд $ без учета сделки «Ямал СПГ»), по количеству поддержанных экспортеров — на 155 % (510 экспортеров). Удовлетворенность клиентов достигла 82 баллов из 100 (на 2 балла выше плана).

Отдельные элементы финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров существовали и ранее, однако в 2016 году они были собраны под началом РЭЦ (подробнее — см. подраздел «Интеграция»).

В 2016 году финансовыми мерами Группы РЭЦ было поддержано 275 экспортеров, из которых 188 обратились за финансовой поддержкой Группы РЭЦ впервые.

В рамках страховой поддержки было заключено 263 договора на общую страховую сумму 365,6 млрд руб. В рамках кредитно-гарантийной поддержки объем финансирования на 3 % превысил план и составил 36,2 млрд руб.

По приоритетным отраслям поддержки промышленности доля поддержанного в 2016 году экспорта составила: по сельскохозяйственной технике — 73 % от всего экспорта в данной отрасли, по продукции авиастроения — 64 %, по автомобилестроению — 30 %, по железнодорожному машиностроению — 25 %.

275

экспортеров поддержано финансовыми мерами Группы РЭЦ в 2016 году

2.1

Страховая поддержка (ЭКСАР)

Объем предоставленной ЭКСАР в 2016 году страховой поддержки составил 8,7 млрд $, что на 32 % больше показателя 2015 года. Количество поддержанных экспортеров в 2016 году выросло более чем на 50 %, при этом почти три четверти из них — новые клиенты Агентства.

За 2016 год практически двукратно возрос объем предоставленной Агентством страховой емкости (максимального лимита страховой ответственности Агентства по заключенным договорам).

В структуре поддержанного Агентством экспорта по макрорегионам поставок наибольшую долю составляет Западная Европа. Всего в 2016 году ЭКСАР оказал поддержку экспортерам российских товаров и услуг в 87 стран мира.

Отраслевая структура предоставленной страховой емкости свидетельствует о сохранении диверсификации принятых Агентством кредитных рисков, сложившейся еще в 2015 году.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА, ПОДДЕРЖАННОГО ЭКСАР В 2016 ГОДУ

Your browser does not support SVGs

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА СТРАХОВОЙ ЕМКОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ ЭКСАР

Your browser does not support SVGs

2.2

Кредитная поддержка (Росэксимбанк)

В 2016 году Банк заключил 128 кредитных соглашений общим объемом 34,4 млрд руб. Кредитный портфель поддержки экспорта на 31.12.2016 составил более 37,7 млрд руб., продемонстрировав прирост по сравнению с началом года на 84 % (на 01.01.2016 портфель составлял около 20,6 млрд руб.).

Объем выдачи кредитных средств в целях поддержки экспортных проектов в 2016 году составил 36,2 млрд руб., причем доля кредитов, предоставленных в целях поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, составила 62 %; кредитная поддержка была оказана в отношении 248 экспортных контрактов.

В портфеле РЭБ представлены разнообразные сегменты экспортно ориентированного бизнеса. Наибольшие доли относятся к химической и связанным с ней отраслям промышленности (20,3 %) и металлургии (19,5 %), на третьем месте — автомобилестроение (15,7 %).

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА, ПОДДЕРЖАННОГО РОСЭКСИМБАНКОМ В 2016 ГОДУ (%)

Your browser does not support SVGs

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА СТРАХОВОЙ ЕМКОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ РОСЭКСИМБАНКОМ

Your browser does not support SVGs

2.3

Поддержка некрупных экспортеров

В финансовом блоке Группы РЭЦ предусмотрены особые инструменты поддержки некрупных экспортеров (программа страхования банков, осуществляющих кредитование некрупных экспортеров для целей исполнения экспортных контрактов, и программа по страхованию экспортного факторинга), которые сосредоточены на основном барьере финансового характера — недостатке оборотных средств.

Вместе с этим планируется запуск пилотного проекта по онлайн-страхованию малых и средних предприятий.

Объем поддержанного экспорта некрупных экспортеров в 2016 году составил 172,8 млн $, что в 1,6 раза выше уровня 2015 года (105,3 млн $). Доля сделок по финансовой поддержке некрупных экспортеров в общем количестве сделок в 2016 году составила 44 % (2015 год — 40 %).

2.4

Нефинансовая поддержка

В 2016 году были зарегистрированы запросы на получение услуг по нефинансовой поддержке от ≈ 1 900 российских компаний из 79 регионов Российской Федерации (87 % из них являются МСП).

Основная часть спроса на нефинансовую поддержку приходится на небольшие региональные компании, не обладающие достаточным уровнем свободных ресурсов и компетенций для активной деятельности на зарубежных рынках. Более 3⁄4 от обратившихся — региональные субъекты малого и среднего предпринимательства. Из Москвы и Московской области поступило менее трети всех обращений.

В части нефинансовых мер поддержки наиболее часто в РЭЦ обращались по поводу поиска партнеров (46 %), международной адаптации экспортных товаров (17 %), получения информационно-аналитических материалов (6 %) и участия в бизнес-миссиях (6 %).

По факту предоставления наиболее востребованными услугами были поиск партнера (29 %), услуги в области международной адаптации экспортных товаров (18 %), предоставление информационно-аналитических материалов (10 %) и участие в бизнес-миссиях (7 %).

Наибольшее количество обращений было зарегистрировано от представителей машиностроения, АПК и производителей товаров народного потребления.

СТРУКТУРА ЗАПРОСОВ НА НЕФИНАНСОВУЮ ПОДДЕРЖКУ В РАЗРЕЗЕ ОТРАСЛЕЙ (БЕЗ УЧЕТА БАЗОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ)

2.5

Продвижение на внешние рынки

В 2016 году Группа РЭЦ организовала 10 зарубежных бизнес-миссий, в которых приняли участие более 200 российских экспортеров. Бизнес-миссии состоялись в Азербайджане, Аргентине, Вьетнаме, Казахстане, Китае, Индии, Иране, Таджикистане, Туркменистане и ЮАР.

БИЗНЕС-МИССИИ

В целях развития экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в страны АТР РЭЦ организовал в 2016 году два мероприятия из цикла «Российская гастронеделя». Гастронедели прошли в Китае (в Пекине и Гуанчжоу) и Вьетнаме (Хошимин). В мероприятии в Китае приняло участие 70 российских и более 300 китайских компаний. Были подписаны предварительные соглашения и меморандумы о поставках продукции российских компаний на сумму около 10 млн $. В Российской гастронеделе во Вьетнаме приняли участие 25 российских и 60 вьетнамских компаний (в том числе 12 ведущих вьетнамских розничных сетей).

По итогам мероприятий цикла «Российская гастронеделя» повышается узнаваемость российской продукции на целевых рынках, а у компаний появляется возможность вступать в предметные переговоры с потенциальными иностранными покупателями. Наиболее подготовленные к экспорту компании заключают контракты в течение нескольких месяцев после мероприятий. Компании с меньшей степенью готовности к экспорту повышают свои компетенции, адаптируют экспортные стратегии с учетом результатов участия в мероприятиях. На 2017 год запланировано проведение шести мероприятий цикла «Российская гастронеделя»: в Индии, ОАЭ, Китае, Вьетнаме, Японии и Иране.

Кроме того, в 2016 году был разработан новый формат демонстрации возможностей и инструментария Группы РЭЦ за рубежом — проведение роад-шоу. Данный формат предусматривает серию встреч с ключевыми игроками и потенциальными контрагентами в стране, включая ведущие компании, банки и местные государственные органы. В рамках пилотного проекта были организованы роад-шоу в таких странах, как Индонезия и Иран. По итогам проведенных мероприятий были установлены необходимые деловые контакты и заложены основы для дальнейшей кооперации.

Группа РЭЦ проводит международные мероприятия и в России. Так, в ноябре 2016 года РЭЦ организовал V Международный экспортный форум «Сделано в России», участниками которого стали более тысячи человек: экспортеры, представители власти, бизнес-кругов, институтов развития, зарубежных компаний, независимые эксперты, журналисты.



ГАСТРОНЕДЕЛИ
Гастронедели — развиваемый РЭЦ формат бизнес-миссии, предусматривающий демонстрацию и дегустацию продукции и прямую коммуникацию между производителями и иностранными оптовиками и дистрибьюторами, розничными сетями, компаниями сферы гостеприимства.
>200
российских экспортеров приняли участие в 10 зарубежных бизнес-миссиях, организованных РЭЦ в 2016 году

ОНЛАЙН-ПЛОЩАДКИ

Для поддержки экспортеров Группа РЭЦ активно использует онлайн-каналы. В 2016 году был заключен договор о сотрудничестве с Alibaba Group, ставший платформой для расширения российских площадок на все бренды, входящие в Alibaba Group. В результате на электронной торговой площадке Tmall Global (входит в Alibaba Group) был открыт российский павильон. Он обеспечивает доступ на торговую площадку в Китае для производителей потребительских товаров. Площадку посещают до 12 тыс. человек в сутки. В первые четыре месяца работы площадки было реализовано более 200 тыс. российских товаров различных категорий. В целях увеличения посещаемости Tmall Global в отчетном периоде была проведена таргетированная маркетинговая кампания в китайских мессенджерах WeChat и Weibo. В 2017 году планируется довести число парт­нерских программ размещения на международных маркетплейсах до пяти.

РЭЦ также предоставляет консультации экспортерам по вопросам работы с международными торговыми онлайн- площадками. Кроме того, в декабре 2016 года был запущен образовательный онлайн-продукт «Методическое пособие о доступе на международные торговые интернет-площадки».

2.6

Международная адаптация и сертификация

Группа РЭЦ активно развивает направление поддержки по международной адаптации и сертификации российской продукции. В 2016 году велась работа по следующим ключевым направлениям:

  • информирование и консультирование экспортеров по установленным обязательным требованиям и процедурам оценки соответствия на внешних рынках;
  • сопровождение в получении необходимых для выпуска российской продукции в обращение документов об оценке соответствия требованиям внешних рынков;
  • формирование партнерской сети;
  • выдача сертификатов свободной продажи;
  • исполнение агентских функций по выдаче субсидий на сертификацию и омологацию.

По состоянию на 31.12.2016 зарегистрировано 396 запросов на международную адаптацию и сертификацию экспортной продукции. Наибольшее число запросов связано со странами ЕС, Персидского залива, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, Китаем и США. В структуре распределения запросов по отраслям самая крупная доля (более 30 %) принадлежит пищевой промышленности.

СТРУКТУРА ПОСТУПИВШИХ ЗАПРОСОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ АДАПТАЦИИ ЭКСПОРТНЫХ ТОВАРОВ

Your browser does not support SVGs

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТУПИВШИХ ЗАПРОСОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ АДАПТАЦИИ ЭКСПОРТНЫХ ТОВАРОВ ПО ОТРАСЛЯМ

Your browser does not support SVGs

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПАТЕНТОВАНИЕ

Российским экспортерам Группой РЭЦ оказываются услуги по международному патентованию, в том числе:

  • консультации и рекомендации по патентно-­ правовой охране продукции и технологий за рубежом;
  • юридические услуги в области интеллектуальной собственности:
  • подготовка и анализ лицензионных договоров;
  • договорные отношения работник — работодатель (распределение прав на результаты интеллектуальной деятельности);
  • оформление ноу-хау;
  • внутренняя нормативная документация компании и др.

2.7

Таможенное и логистическое сопровождение

Группа РЭЦ оказывает нефинансовую поддержку экспорта в рамках таможенного сопровождения на всех этапах экспортного цикла.

ЭТАП ПРЕДЭКСПОРТА
  • Осуществление проверок на предмет соблюдения таможенного и налогового законодательства
  • Подготовка документов для получения предварительного классификационного решения таможенного органа
  • Содействие в подготовке документации для получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории
  • Помощь в решении задач, связанных с определением страны происхождения товара, и получении статуса экспортируемой продукции Made in Russia
  • Консультации по методу расчета таможенной стоимости товаров
ЭТАП ЭКСПОРТА
  • Содействие в получении разрешительной документации, необходимой для осуществления экспортной поставки
  • Консультации по подготовке товаросопроводительных документов, необходимых для осуществления экспортной поставки
  • Помощь в эффективном применении льгот по уплате таможенных пошлин и налогов при вывозе товаров из РФ, включая использование таможенных процедур, в рамках которых предоставляются таможенные льготы
ЭТАП ПРЕДЭКСПОРТА
  • Помощь в подготовке комплекта документов, необходимого для возврата НДС
В РАМКАХ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЭЦ
  • Составляет оптимальный маршрут и выбор транспортно-логистических компаний и таможенных брокеров
  • Оказывает консультации при оформлении и заполнении документов, необходимых для экспортной поставки товаров и прохождения таможенного контроля
  • Оказывает консультации по вопросам организации страхования грузоперевозки
  • Производит предварительный расчет стоимости доставки экспортируемого груза
  • Оказывает консультации по заполнению экспортного контракта
  • Оказывает консультации о мерах нетарифного регулирования таможенными органами при пересечении границы
  • Проводит семинары для экспортеров по вопросам логистики и таможенного оформления